On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

Международное Спелеологическое Объединение “Кристалл” объявляет о наборе в спелеоклуб http://mso-kristall.ru/



АвторСообщение
Hort
Кавалер ордена им. Тарзана




Пост N: 265
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 2
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.09.09 21:43. Заголовок: Русское заполярье или Конец географии


Друзья, приглашаю вас окунуться в волшебную атмосферу Кольского полуострова
http://four-elements.gallery.ru/?albums=1&parent=dclb
Это действительно особое место, не могу не поделиться впечатлениями!
На полуостровах на протяжении всего пути в изобилии пресная вода - озера, ручьи, источники. Очень живописные выходы к морю, в жаркую погоду даже можно окунуться. Под ногами ягодный ковер: морошка, черника, вороника. Удивительно, как меняется природа от полуострова к полуострову: на границе Кольского еще есть деревья, на Среднем уже только кустарник, но больше ягод, особенно, на хребте Муста-Тунтури, на Рыбачьем все устлано мхами и стелящимся кустарником вороники, все в черных и красных бисеринах ягод.
В Мурманск мы вдвоем приехали на поезде 27 июля. Дождавшись остальных, проболтались немного в Мурманске и отбыли впятером на машине до Новой Титовки, где в недалеком прошлом была войсковая часть. Не доезжая погранпоста в Старой Титовке, мы высадили двух "партизанов"-одесситов, и они пошли пешком в обход погранпоста козьими тропами по причине отсутствия пропусков.
Мы уже втроем ждали их в Новой Титовке. Стартанули они около 8 вечера и шли всю ночь, благо, там и днем и ночью одинаково светло. Спустя 11 часов блужданий они, наконец-то, пришли в Новую Титовку. Потом пятичасовой сон, и мы все двинулись в сторону полуострова Среднего. Это было 28 июля. В этот день мы дошли до немецких укреплений, с интересом обследовали их, и заночевали у живописного озера с островком посередине. Погода начала ухудшаться, туман медленно взял окрестные холмы, озеро и нас в свои мягкие влажные объятья, заморосил мелкий дождик.
29 июля погода стала еще более суровой, видимо, проверяя нас и серьезность наших намерений. Под вечер мы добрались до хребта Муста-Тунтури, держась основной дороги посередине полуострова. Там под горой встретили троих мужичков на джипе. Один из них погружался с аквалангом в близлежащее озерцо и извлекал из его глубин различные артефакты, оставшиеся со времен войны (предметы быта - осколки посуды, личные вещи офицеров - кошелек с монетами, часы). Туман обвил нас сырой серой ватой, видимость резко упала - трудно было разглядеть что-либо на расстоянии более пяти метров от себя. При виде приветливо подрагивающих язычков пламени костра, разожженного мужичками, все мысли улетучились кроме одной - насквозь промокшим бродягам так хотелось немножко тепла. К слову сказать, кроме нас, пешеходов на полуостровах за всю неделю нашей одиссеи мы не встретили. Мы остановились немного погреться. "Аквалангист" спросил у нас, куда мы направляемся. Руководительница экспедиции сказала, что ее первоочередная задача - сделать топосъемку окопов, укреплений и подземных сооружений (в основном это небольшие выбитые в гранитных скалах полости). Мы же вдвоем объяснили, что идем на мыс Немецкий. И тут настал момент истины... Мужичок заявил, что на Немецкий ближе и удобнее идти другой дорогой; что, чтобы на нее выйти, нам нужно вернуться назад к месту ночевки 28 июля (таким образом, потеряв 2 ходовых дня); что через Муста-Тунтури и в хорошую-то погоду трудно перевалить, поскольку скрытый от нас склон - это сплошные скалы, а в такую погоду и при такой видимости спуститься со скал живыми и невредимыми и думать нечего. Пару минут молчания... мы вдвоем не собирались отступать, у нас была цель... быстрый раздел продуктов по раскладке, рюкзаки снова на плечах... Видя наше намерение, аквалангист все-же указал нам азимут и посоветовал сделать траверс Муста-Тунтури с внутренней стороны... И мы оставляем троих мужичков и троих наших у костра и уходим в туман. Если мы не собьемся с пути, то выйдем к губе Кутовой, а там уже по дороге через полуостров Средний на полуостров Рыбачий.
Шел дождь, весь хребет был в плотном густом облаке, ноги скользили по гладким мокрым скальным выходам, в распадке рябью, как мурашками от холода, покрывались одно за другим три озера, чем ниже к ним мы спустимся, тем безопаснее идти, непослушный дикий кустарник хватает тебя за одежду и не хочет отпускать - видно, редко здесь встречаются пешие путники. Часам к десяти вечера, уставшие, но полные решимости идти дальше, мы вышли на дорогу у губы Кутовой, и тут нам несказанно повезло - мы услышали звук мотора. Со стороны Титовки ехал УАЗик в Скорбеевку (где находится база, принимающая путешественников через турфирму). Водитель Виталик согласился довезти нас до развилки дороги на Скорбеевку. Мы рассказали, что идем на Немецкий. Он посоветовал сначала направиться на мыс Кекурский: Немецкий - самая северная точка европейской части России, но, к сожалению, следы пребывания людей там очень уж явны, а Кекурский - это нетронутая природа и тишина.
Так мы и сделали. Десантировались на развилке, прошли еще немного, около часу ночи встали на ночлег.
30 июля мы собрали лагерь и пошли на Кекурский. Дождь и туман по-прежнему сопровождали нас. Мы добрались до Баренцева моря, оставили рюкзаки под ДОТом и пошли налегке на край Кекурского. Побродили вдоль моря, у скал, пособирали ракушки, камешки, пофотографировали и пошли обратно к ДОТу. У него и заночевали, т.к. он был на возвышении и защищал палатку от ветра.
31 июля мы упаковались и пошли другой дорогой вдоль берега моря на мыс Немецкий - Конец географии, как выразился мужичок-аквалангист. Погода наладилась, было жарко и солнечно. В отличие от Кекурского (где действительно девственная природа, нет ни души, ничто не нарушает гармонии, и даже ДОТы органично вписываются в ландшафт - снаружи их стены сложены из натурального камня, который уже успел порости мхом), Немецкий обитаем. Мы дошли до развилки, спрятали рюкзаки и направились на сам мыс. На Немецком есть несколько домиков, маленькая метеостанция, войсковая часть и маяк. Маяк был закрыт, но, если повезет, можно подняться наверх. Мы немного погуляли и двинулись в обратный путь. Забрали рюкзаки на развилке, попили чайку, поменяли карту памяти в фотике. Обратно мы шли вдоль берега моря, мы не смогли найти ту дорогу посередине Рыбачьего, по которой нас привез Виталик, и это к лучшему. Наш путь был очень живописным, радовало яркое чистое аквамариновое небо, нежно прозрачная вода и мягко переливающиеся вдалеке пастельными оттенками голубого и синего, как на полотнах Рериха, полуостров Средний и хребет Муста-Тунтури. Ближе к вечеру, проходя песчаный пляж, открывшийся во время отлива, мы впервые за три дня встретили людей - группу из семи джипов из клуба Alter Terra. Они собирались провести на Рыбачьем 3 дня и вернуться другой дорогой через Ципнаволок. Это были единственные люди, которых мы встретили за эти дни, кроме Виталика и пары человек на Немецком. Около 10 вечера мы встали на ночевку у небольшого озера, т.к. силы были уже на исходе, и дальнейшее движение было неэффективным.
1 августа мы продолжили наш путь в сторону Среднего. Погода нас баловала, мы будто, стали здесь своими, нас признали, мы не струсили, не отказались от своей мечты... незаметно подкралась и легкая грусть - ощущение, будто ты вот-вот расстанешься с кем-то очень близким... не хочется уходить, но нужно идти дальше - мы должны воссоединиться со второй половиной группы. Буквально через час встретили еще людей. Они сказали, что видели наших троих, которые остались под Мутса-Тунтури, и что проведут еще день на Рыбачьем. Если же мы встретимся с ними на обратном пути на Среднем, они смогут нас подкинуть. Чуть позже мы встретили двух мотоциклистов из Москвы, которые тоже ехали на Немецкий, а потом еще две "шишиги" с водолазами-путешественниками. Они нас подбросили немного за бухту Озерко на полуострове Среднем, где мы и встали на ночевку у пресного источника.
2 августа мы, продолжая наш путь по Среднему, ближе к перемычке встретили тех молодых людей, которые передали нам весточку от наших. Они нас подкинули как раз в то место, где мы несколькими днями ранее встретили Виталика на УАЗе. В ярком солнечном свете это оказалось очень красиво место и очень удобное для стоянки, мы оставили там рюкзаки и пошли на перевал ловить связь, чтобы сообщить нашим, что мы уже находимся на месте встречи, оговоренном при разделении группы. На перевале связи не оказалось. Возвращаясь к рюкзакам, мы заметили на дороге три фигуры - это и был остаток нашей группы. Мы узнали, что после расставания, на следующий день они перебрались через Муста-Тунтури по совету мужичка-аквалангиста и дошли до избушки браконьеров. Там они и жили все время, пока мы ходили странствовали. Когда мы их встретили, было уже около девяти вечера. Завтра днем нас будет ждать машина в Новой Титовке, но мы с Димой твердо решили ночевать в Кутовой, так как мы шли весь день и идти сутки без отдыха не могли. В итоге, мы все остались ночевать там.
3 августа мы вырулили в направлении Титовки. По словам руководительницы машина должна была ждать нас в 13.30. Естественно, своим ходом к этому времени мы не успевали. Мы разгрузили одного участника, и он быстро пошел первым, чтобы задержать машину, пока остальные будут догонять. Мы с Димой отставали от него километра на два, руководительница и завхоз одесситы отстали от нас не знаю на сколько, на перевале мы потеряли их из поля зрения. Нам всем повезло: было воскресенье, и с Рыбачьего возвращались путешественники, всех нас, рассеянных по дороге, подобрала буханка и довезла до Титовки. Мы успели благодаря ей.
Дальше наш путь лежал в Оленегорск к брату руководительницы. Там мы провели день, помылись и другая машина отвезла нас под Мончегорск к горе Ниттис, в которой в 50-х годах функционировал медно-никелевый рудник.
С 4 августа по 8 августа мы провели в Ниттис-Кумужье. На самый верхний уровень рудника есть открытый вход. На нижние уровни спуститься можно только с помощью навески через вентиляционную шахту. Не так давно на третий уровень тоже можно было попасть без веревок, но местные энтузиасты прикрыли этот вход. Штреки рудника практически все в крепи, основательно подгнившей за прошедшие пятьдесят с лишним лет. В штреках не мало завалов, причем, достаточно неприятных. В вентиляционной шахте спитов под навеску нет, есть только шлямбуры на выходах на уровни. В шахте только старые ржавые скобы времен Очакова и покорения Крыма, которые забиты в породу и "укрепелны" деревянными давно сгнившими чопиками. Мы с Димой в один день прогулялись по верхнему уровню, а на второй день спустились и прошлись по второму, на третий времени не хватило, да и, честно говоря, это неоправданный риск жизнью - когда спускаешься и поднимаешься по навеске на ржавых скобах и истлевших чопиках, боишься и дыхнуть, и пукнуть. Однако, этот рудник вовсе не лишен интереса - на данный момент люди спускались только на три уровня вглубь, а по слухам, их там пять - камень летит в вентшахте 10 секунд. Единственное, не стоит пренебрегать техникой безопасности при навеске и попусту рисковать жизнью.
8 августа во второй половине дня мы с Димой выдвинулись своим ходом сначала в Мончегорск (добрая женщина довезла нас в багажном отделении своего минивэна до автостанции), затем на автобусе в Оленегорск, где мы и погрузились успешно в наш мурманский поезд.

...однажды увиденное не может быть возвращено в хаос никогда.

Владимир Набоков
Спасибо: 0 
Профиль Ответить
Новых ответов нет


Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Текстовая версия

Расчет расстояния между городами
От:  
До:  
Через:  
  (на ATI.su)